Пятница, 20.09.2019, 05:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Апрель » 1 » Основы формирования,восстановления и укрепления здоровья
03:23
Основы формирования,восстановления и укрепления здоровья
Республика Саха (Якутия) Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение «Сунтарская санаторная школа-интернат имени М.И.Герасимова» Оздоровительная программа «Основы формирования, восстановления и укрепления здоровья» Сунтар, 2011 год. «Если человек сам следит за сво- им здоровьем, то трудно найти врача, который бы знал лучше полезное для его здоровья, чем он сам» . Сократ Актуальность программы. Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно по статистике. Поэтому в настоящее время перед образовательным процессом стоит проблема обучения и воспитания во взаимодействии с укреплением здоровья школьников. В связи с этим проблема является актуальной, а работа в этом направлении практически значимой. Следовательно, на современном этапе развития образовательного процесса в начальной школе приоритетной является задача создания условий для здоровьесберегающего обучения здоровых детей и детей с ослабленным здоровьем. Необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья в процессе обучения и воспитания, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Основным стержневым направлением воспитательной деятельности является стимулирование здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Это поднимает воспитательный процесс до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая позволяет определить воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников. Обоснование необходимости создания программы. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу среди детей и подростков по республике и в улусе остается неблагополучной, особенно стало напряженной в 2006 году. 2008 2009 2010 А.ч. 100 т.н. А.ч. 100т.н. А.ч. 100т.н. Сунтарский улус 1 13,0 3 39,3 5 73,6 Республиканский показатель 128 56,7 105 47,8 96 44,5 Как видно из таблицы, рост заболеваемости детей в Сунтарском улусе с 2004г по 2006г возросло. Лечебно-оздоровительные мероприятия в санаторной школе-интернат должны, быть направлены на общее укрепление здоровья ребенка, на предупреждение развития туберкулезного заболевания у инфицированных детей и полное клиническое излечение детей с малыми и затихающими формами туберкулеза. Результаты анализа состояния здоровья воспитанников школы-интернат: тубинфицированные дети – 80% часто болеющие дети – 20%. По соматическим заболеваниям преобладает по мере убывания: 1. недостаток йода 5. неспецифические заболевания легких 2. кариес 6. желудочно-кишечные заболевания 3. снижение зрения 7. болезни нервной системы 4. нарушение осанки 8. сердечно-сосудистые заболевания. Среди острых заболеваний преобладают: 1. ОРВИ, бронхиты, трахеиты 2. ангины 3. ИМВП. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети много времени проводят за компьютерами, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Кроме того было выявлено, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о ЗОЖ. Мы считаем, что данная проблема может быть разрешимой в условиях санаторной школы-интернат. Эти результаты явились поводом к созданию программы работы «Основы формирования, восстановления и укрепления здоровья » в условиях санаторной школы-интернат. Концептуальные идеи программы: Цель программы: оздоровление, создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения и укрепления здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, использование полученных знаний в повседневной жизни. В основу программы положены следующие принципы: - принцип ненанесения вреда – одинаково первостепенен для медиков, и для педагогов. На его соблюдении строится профессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинской деонтологии, основ педагогики и дидактики. - принцип триединого представления здоровья – неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного. - принцип непрерывности и преемтсвенности – определяет необходимость проводить оздоровление, здоровьесберегающую работу в образовательных учреждениях не от случая к случаю и по предписанию СЭС, как часто бывает, а каждый день и каждую минуту. - принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – предусматривает уровень и содержание программ, терминологий, решаемых задачах, формах и методах преподавания и т.п. - комплексный междисциплинарный подход – основа эффективной работы по оздоровлению и охране здоровья человека. Только тесное согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей является условием достижения намеченных результатов оздоровления и здоровьесберегающих программ. - принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий – конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путем разведения понятий, программ, форм и методов: а) обучение здоровью; б) воспитание культуры здоровья; в) формирование здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможности организма и психики. - принцип контроля за результатами – основан на получении обратной связи. 3. Участники программы: обучающиеся, классные руководители, воспитатели, педагоги, работающие в школе, медицинский персонал, психолог, библиотекарь. 4. Предполагаемый результат реализации программы: - стабильность показателей физического и психического здоровья детей; - сокращение количества уроков, пропущенных по болезни; - активизация интереса учащихся к занятиям физической культурой; - рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам; - высокий уровень сплоченности детского коллектива; - способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ. 5. Связи, устанавливаемые для реализации программы: Внутренние: учителя физкультуры, музыки, инструктор ЛФК, врач, психолог, школьный библиотекарь, воспитатели, хореограф. Внешние: стадион «Алмаз», детская библиотека, музеи, ЦДТ, другие ОУ. 6. Критерии результативности: - автоматизм навыков личной гигиены; - стабилизация показателей ежегодного медицинского осмотра детей; - снижение уровня заболеваемости; - повышение качества обученности. 7. Управление программой осуществляет заместитель директора по УВР. В основу программы положена коллективная творческая деятельность детей, педагогов. Это можно увидеть из организационной диаграммы: см. ниже Направления работы: 1. Диагностика 2. Закаливание 3. Движение 4. Оздоровление 5. Пропаганда ЗОЖ. Диагностика: • медико-психологическая диагностика. Закаливание: закаливающие процедуры • закаливание водой • массаж различных видов • закаливание воздухом • закаливание солнцем • закаливание холодом • дневной сон • дыхательная гимнастика Движение: • «Тропа здоровья» • физзарядка • физкультурные паузы • спортивные, игровые, музыкальные перемены, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение • спортивные праздники • хореография • ритмика • спортивный час • прогулки • спортивные секции Оздоровление: • галотерапия • массаж для детей • витаминотерапия • фитотерапия • физиотерапия • вакцинопрофилактика гриппа • плановая иммунизация детей • профилактика йодной недостаточности детей • санация очагов инфекции • контроль за температурным режимом • питание • психолого-коррекционная работа с использованием цветового игротренинга • игротерапия • кинезотерапия • сказкотерапия • лечебная физкультура Пропаганда ЗОЖ: • валеология • родительские лектории • профилактика курения, алкоголизма, наркомании • выпуск санбюллетеней и стенгазет • проведение дня, недели здоровья • экскурсии, туристические походы • экологические десанты. • работа по личной гигиене Реализация поставленной цели требует поэтапного разрешения ряда задач: I этап – этап ознакомления с основными понятиями и представлениями. Основные задачи: - Обучение медперсонала на курсах здравоохранения - обучение педработников на курсах здоровьесберегающих технологий - открытие кабинета психолога - разработка программы - создание условий для реализации программы II этап – этап углубленного изучения. Основные задачи: - внедрение направлений по оздоровлению и укреплению здоровья детей - добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения - активизировать деятельность работников и учащихся по реализации данной программы III этап – этап закрепления знаний, умений и навыков по оздоровлению и здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Основные задачи: - добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения; - добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического применения; - обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных практических обстоятельств; - создать условия для воспитания потребности в ЗОЖ. Описание работы по диагностике. «Надо молиться, чтобы дух был здравым в теле здоровом». Ювенал Отбор детей в Сунтарской санаторной школе-интернат проводит отборочная комиссия, в состав которой входят фтизиатр детского кабинета противотуберкулезного диспансера, врач ССШ-И, зам. директора по УВР ССШ-И. Первоочередные задачи – рассчитать ресурсы для туб. инфицированных детей и детей группы риска (ЧБД), которым необходимо уделять особое внимание. Программа обследования составлена с расчетом получения данных об основных признаках физического и психического развития. Основные признаки физического развития определяются измерением роста и массы тела учащихся, которое проводится каждый месяц (см. приложение). Туберкулинодиагностика (проба Манту) проводится 2 раза в 1 год. По показаниям проводится рентгенография органов грудной клетки и томография. Один раз в год проводится углубленный медосмотр школьников специалистами ЦУБ. По результатам диагноза специалистов назначается ЛФК, массаж. Эффективность лечения определяется по туберкулинодиагностике, прибавке веса, по общему состоянию ребенка, по снижению заболеваемости у детей. В числе объективных критериев оценки успешности работы нашей школы в сфере укрепления и охраны здоровья используются показатели психологического здоровья. Исследовать психологическую готовность ребенка к школьному обучению во всем объеме означает диагностировать различные стороны: мотивационную, интеллектуальную, волевую готовность. Особое внимание уделяется первоклассникам, их адаптации. Проводятся следующие методики: получение первых сведений о ребенке, выявление типа индивидуальной ситуации психического развития ребенка, выявление показателей психического развития, наиболее важных для успешного обучения ребенка в школе, выявление предпосылок учебной деятельности, определение моторики рук (см. приложение). Социальное здоровье детей характеризуется прежде всего, определенным уровнем социализированности. Она включает в себя изучение социального статуса ребенка, его личностных свойств, индивидуальных особенностей и отношений. Для этого используются психолого-педагогические, социологические, статистические и другие методы. В социально-педагогических исследованиях, диагностиках используется метод наблюдения, тестирования. Тестирование: блицдиагностика самооценки, психогеометрический тест, методика «Тигр», цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников, метод наблюдения для определения психологических особенностей школьника, а также проводится диагностика тревожности (см. приложение) После проведения диагностики, ее анализа, начинается основная оздоровительно-закаливающая работа школы. Описание работы по закаливанию. «Закаливать – приучать ко всем лишениям, нуждам, непогоде». В.И.Даль • закаливание водой • закаливание воздухом • закаливание солнцем • закаливание холодом • дневной сон Закаливание – самое эффективное средство тренировки и совершенствования защитных механизмов организма человека, повышение его устойчивости к погодным условиям. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. При этом надо помнить, что закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно связанный со всеми другими. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастными индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Закаливание – не самоцель, оно должно быть органической частью всего уклада жизни ребенка, так как его эффективность, как и любого другого воспитательного воздействия, в очень большой мере зависит от всего комплекса социально-педагогических воздействий. При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы и методы закаливания: - проведение закаливающих процедур только при условии, что ребенок здоров; - недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства), т.е. каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне; - тщательный учет индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям; - интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно (от щадящих к более интенсивным), с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания; - систематичность и постоянство закаливания ( а не от случая к случаю); - комплексное использование всех природных факторов; - учет климатических условий Якутии. Задача закаливания – поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма, приучать противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды. Охлаждение не является причиной простудного заболевания. Оно лишь ослабляет организм, делает его более уязвимым к микробам и вирусам. Средствами закаливания являются естественные факторы природы: чистый воздух, вода и солнечные лучи. Учитывая климатические условия Якутии, утренние прогулки проводятся при температуре не ниже -30 С. В остальное время прогулки и пребывание на свежем воздухе (игры на воздухе) возможны до -40 С. Закаливание солнцем имеет свои особенности, т.к. при нашей долгой зиме дети недостаточно получают солнечную энергию. Мы стараемся компенсировать это в весенние и летние периоды. В основе закаливания лежит тренировка организма к переносимости различной интенсивности таких внешнесредовых факторов, как солнечная радиация, температура воздуха и воды, влажность и подвижность воздуха, физическая нагрузка (см. приложение). При правильно проводимом закаливании: 1. повышается устойчивость организма ребенка к меняющимся условиям внешней среды, контрастным изменениям ее отдельных факторов; 2. возрастает сопротивляемость организма болезням; 3. стимулируется общее физическое и нервно-психическое развитие; 4. повышается выносливость ребенка к физическим и умственным нагрузкам. Закаливание водой. Вода обладает большой теплопроводностью и теплоемкостью, следовательно, является сильным раздражителем, поэтому этот способ закаливания эффективнее воздействует на организм, быстрее приучает его к холоду. Водные процедуры приучают сосуды кожи расширяться (действие теплой воды), отдавая в воздух излишнее тепло или сужаться (действие холодной воды), то есть удерживать тепло и, таким образом, защищать организм от вредного влияния резких изменений температуры окружающей среды. Водные процедуры, кроме этого, усиливают обмен веществ в организме. Различают местные и общие закаливающие процедуры. 1. Местные процедуры. Установлено, что закаливание одного какого-либо участка поверхности тела повышают устойчивость всего организма к действию низких температур. К местным процедурам относятся: • Утреннее умывание • Полоскание горла водой комнатной температуры • Влажные обтирания. 2. Общие процедуры. Одновременному воздействию подвергается вся или почти вся поверхность тела. • Общее обливание - обливание стоп (от28-27* до 15-12*); - ножные ванны (от 30-28* до 18-15*); - контрастное обливание ног (36* - 26* - 36*) в комплексе с профилактическим массажем стоп; - контрастные ножные ванны ( 40-38*, 30-32* до 18-15*); - обтирания (от 32-30* до 22-20*); - обливание туловища (от 30* до 20*). • Купание, при котором в естественных условиях одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Проводится в летнее время при работе школьного летнего лагеря «Здоровье». Закаливание воздухом. Действие воздушных ванн основано на использовании разницы между температурой тела и температурой окружающего воздуха. Это самые доступные закаливающие процедуры. Они не требуют особых условий, их можно (и нужно) проводить круглый год как в помещении, так и на открытом воздухе. К закаливанию воздухом относятся: • Воздушные ванны в помещении - воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходьбой по гальке, ребристой доске; - В корпусе в зимнее время температура жилой комнаты и коридора отличаются на 3-4 С. В таких условиях переменного режима проводятся контрастные воздушные ванны в комплексе с утренней зарядкой. • Прогулки на воздухе • Воздушно-солнечные ванны. Закаливание солнцем. Применительно к здоровым детям под закаливанием солнцем можно понимать пребывание детей под лучами солнца во время прогулки. Солнечная энергия действует на организм не только тогда, когда ребенок находится непосредственно под прямыми солнечными лучами. В жаркое время, напротив, наиболее полезно для детей рассеянная солнечная радиация: прохождение солнечного света сквозь облака и листву деревьев. Рассеянный солнечный свет содержит меньше тепловых лучей, которые могут вызвать чрезмерное перегревание тела, а благоприятными лучами он достаточно богат. Солнечная радиация при умелом, дозированном использовании является мощным закаливающим средством для детей любого возраста. Облучение солнцем усиливает обмен веществ в организме, стимулирует выработку витамина Д, который участвует в формировании костей, улучшает выделение продуктов обмена через кожу, стимулирует иммунитет. Однако, избыточное облучение может вызвать солнечные ожоги, тепловые и солнечные удары. Одной из сильных закаливающих процедур являются солнечные ванны. При их приеме следует строго выполнять следующие правила: 1. Солнечные ванны принимаются не позже, чем за 1 час до еды и не раньше, чем через 1,5 часа после еды. Нельзя принимать солнечные ванны натощак. 2. Оптимальное время – с 8.00 до 11.00. 3. Рекомендуется защищать голову от прямых солнечных лучей. 4. Лучше принимать солнечные ванны в движении. Все это проводится в летнее время при работе школьного летнего лагеря «Здоровье». Закаливание холодом. Мы живем в самой холодной точке – Якутии. Девять долгих месяцев зимы проводим на холоде. И этот холод мы должны использовать в закаливании своего организма. Цель закаливания холодом - умение переносить холод, использовать его в качестве средства закаливания от простудных заболеваний. Виды закаливания холодом: • воздушные ванны в помещении • обтирание, обливание холодной водой в помещении • вставание в холодной воде (от 3 до 5 минут) • прогулка по «Тропе здоровья» при температуре ниже -30* • купание в снегу. Проводится во время прогулок, игр на свежем воздухе лежа в снегу в теплом помещении. • обтирание снегом в теплом помещении. Таким образом, закаливание – это активный процесс. Он предполагает намеренное использование холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных организмов и в частности тренировку физиологических механизмов организма, терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне независимо от внешней среды. Программа закаливания в школе, кроме овладения навыками практического применения закаливающих процедур, должна включать необходимый минимум теоретических знаний о закаливании в целях формирования у детей убежденности в необходимости систематической тренировки организма и воспитания потребности в этом. В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет дневной сон. Для этого важно: - обеспечить в момент подготовки детей ко сну спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна; - первыми за обеденный стол сажать детей с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель; - проветривать спальное помещение перед сном со снижением температуры воздуха на 3-5 градусов; - для быстрого засыпания детей использовать элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки. . Продолжительность дневного сна в нашей школе один час: с 14.30 до 15.30. «Дыхательная гимнастика как эффективный метод профилактики и лечения болезней» Цель: научить правильному дыханию, восстановить певческий голос и оздоровить все органы дыхания. Задачи:1. Твердо усвоить все основополагающие правила программы 2.Твердо усвоить и соблюсти рекомендации разработанной методики. Описание работы по движению. «Движение – кладовая жизни» Плутарх Для полноценного физического развития детей, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствует движение в различных формах: • утренняя гимнастика; • физкультурные минутки; • прогулки; • ритмика; • тропа здоровья. • спортивные игры, праздники, секции, занятия и уроки физкультуры. Для того чтобы дети могли самостоятельно и вполне осознанно выполнять действия, полезные организму, необходимо создать соответствующую ситуацию, которая должна повторяться ежедневно. Для этого подходит утренняя гимнастика. Программа этой деятельности такова: • после пробуждения подтянуться, сделать несколько упражнений в постели; • встать на массажный коврик, помассировать стопы, тело с помощью ручного массажёра; • выполнить упражнения Этим обеспечивается плавный переход от сна к бодрствованию. Метод воздушной гимнастики после сна в пульсирующем режиме позволяет без дополнительной нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы. В этом случае дети просыпаются под звуки музыки (в школе работает радиоузел), что создаёт радостный эмоциональный фон, и , лёжа в постели поверх одеяла , выполняют в течении 2-3 минут 3 – 4 упражнения, охватывающие все группы мышц тела. Затем встают с постели, одеваются и оставаясь в майках выполняют в течение 1 – 1,5 мин циклические движения умеренной интенсивности ( бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения) попеременно в холодном и теплом помещениях, т.е. принимают общую воздушно – контрастную ванну ( 21 -24 * - 15 – 18 * ) Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятия ( 12 – 15 мин ) с пребыванием в каждой из них по 1- 1,5 мин составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из коридора (холодного) в комнату (теплую). Температура коридора и комнаты отличаются на 3-4 С. Длительная неподвижность ребенка, пребывание в школе в течение долгого времени в сидячем положении вызывает застой крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельность нервных клеток, а следовательно, на внимание детей. Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статистическом напряжении; мышцы кисти работающей руки. С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуют в обязательном порядке со второго или третьего урока проводить физкультурные минутки в течение 2-3 минут. Мы уделяем особое внимание физкультурным минуткам. Физ. минутки на родном языке помогают осознанно воспринимать содержание физ. минуток. Физкультурная минутка должна включать 3-5 упражнений (ходьба на месте, подтягивание с подниманием рук вверх, приседание, наклоны и повороты туловища), каждые из которых повторяется 4-6 раз. Физкультурная минута состоит из комплекса простых упражнений, не требующих сложной координации движений. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем, т.е. при появлении первых признаков утомления. Учитывая специфику нашей школы, физ. минутки можно проводить 2 раза за один урок, начиная со второго урока. Туб. инфицированные дети должны чаще бывать на свежем воздухе. Поэтому в школе мы ввели как обязательную процедуру – прогулки. Прогулки проводятся 4 раза в день по 10-15 минут до -30 С в утреннее время и до -40 С в остальное время.. Для того чтобы прогулка действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия (урока) и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д. Необходимо учить педагогов определять признаки утомления у детей по изменению окраски кожи, выражению лица, частоте дыхания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсивный. Причем для того, чтобы дети не перегревались и не простужались, необходим правильный подбор одежды в соответствии с состоянием здоровья и погодными условиями, выход на прогулку подгруппами, регулирование ее длительности в зависимости от сезона, возраста детей и их здоровья. Прогулки проводятся по берегу, по лесу и по «Тропе здоровья». Для мотивации интереса к двигательной активности мы создали оздоровительные экологические тропки. Ознакомим с работой оздоровительной тропы 1 класса. Тропа здоровья. Цель: 1. оптимизация двигательной активности воспитанников. • оздоровление часто болеющих детей • обучение правильному дыханию • профилактика сколиоза и плоскостопия • снятие напряжения мышц и нервной системы • взаимодействие с природой. Протяжённость оздоровительной тропы – 600 м Количество остановок – 6 Количество – в день 2 раза • « К¹й салгын м¼¹ттээх сыта» • «Кус бы»ый» • «Бэрэбинэ устун хаамыы» • «Сир ийэттэн к¼¼с –уох ылыы» • «Куобах ороºунан айан» • «Айылºалыын алты»ыы» Виды работ: • выполнение различных упражнений • дыхательная гимнастика • наблюдение за объектами и явлениями природы Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях и уроках. Причем в каждом возрастном периоде физкультурные занятия и уроки имеют разную направленность: • маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки; Установлено, что от 7 до 12 лет идет интенсивное нарастание двигательных способностей, поэтому основная задача педагогов в период времени – успеть сформировать двигательные умения, навыки и качества. Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий и уроков: • занятия по традиционной схеме (водно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры); • занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; • занятия-тренировки в основных видах движений; • ритмическая гимнастика – занятия, состоящие из танцевальных движений; • занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей; • занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных видов движений на время, скорость, расстояние; • занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, для самостоятельных тренировок, после чего педагог проверяет выполнения задания; • занятия серия «Здоровье», где детям даются представления о строении собственного тела, назначение органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи (эти занятия имеют большее значение в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни). • занятия с использованием нестандартного спортивного инвентаря, сделанных из подручных материалов. В качестве нестандартного спортивного инвентаря мы используем сделанные своими руками следующее: Чтобы физкультурные занятия и уроки были эффективны, необходимы следующие условия: • построение занятия (урока) в соответствии с задачами на данный период, основными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей; • использование педагогами разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности; • последовательность при обучении детей движениям. Подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия (урока); • развитие у детей физических и нравственно- волевых качеств личности; • использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкального сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и активность детей при выполнении упражнений . В целях эффективной организации физкультурных занятий и повышения их моторной плотности для подбора наиболее рационального сочетания разных видов упражнений, исходя из конкретных задач каждого занятия, следует придерживаться определенных требований. 1. Рациональное сочетание разных видов основных движений должно прежде всего обеспечивать всестороннее развитие организма ребенка. Поэтому при подборе упражнений надо руководствоваться правилом – не воздействовать на одну и ту же группу мышц подряд, что вызывает ненужную утомляемость, а распределять нагрузку на разные группы мышц и таким образом упражнять их. 2. Не допускать односторонности в физическом развитии, т.е обучения только прыжками или лазанию, так как ребенок быстро утомляется, если занят однообразной деятельностью. Вместе с тем надо остерегаться разбросанности, бессистемности в упражнениях, нагромождения навыков и умений в процесс обучения. Они ведут к поверхностному и часто искаженному усвоению движений. 3. Важно подобрать такое сочетание упражнений, которое создавало бы условия для наибольшей двигательной активности детей. 4. Благоприятное влияние упражнений на организм ребенка возможно лишь при целесообразной смене моментов напряжения и расслабления, физической нагрузки и отдыха. 5. Подбирая определенное сочетание упражнений, необходимо так чередовать виды основных движений. Чтобы дети могли повторить каждое упражнение как можно большее число разных так как без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные динамические стереотипы. Составляющие физиологическую основу двигательных навыков. 6. При подборе упражнений педагогу необходимо руководствоваться основными принципами дидактики: учитывая возрастные особенности детей и степень овладения ими упражнениями предусматривать постепенное и последовательное их усложнение. 7. В целях экономии времени существенно так сочетать упражнения, чтобы рационально использовалось физкультурное оборудование (например, ходьба на четвереньках по скамейке и спрыгивать с нее). Причем, одно упражнение, следует принимать за ведущее на которое, необходимо обратить внимание, а другое дать для закрепления или совершенствования. 8. Особое внимание на занятиях и уроках по физическому воспитанию должно уделяться его психологическим основам. • воспитанию у детей эмоционального отклика как на саму физическую активность, так и на возможность взаимодействовать, общаться со сверстниками в процессе этой активности; • построению занятий с опорой на образы-представления, которые сложились у детей; • воспитанию умения слушать педагога и выполнять задания разных уровней сложности по подражанию, образцу, слову. Большое значение на физкультурных занятиях имеет работа по профилактике и исправлению дефектов осанки. Следует подчеркнуть, что правильная осанка – это не только внешний вид, это и хорошее здоровье. поэтому необходимы разнообразные профилактические меры, предупреждающие нарушения осанки. К ним, прежде всего относятся: • исключение однообразных, длительно сохраняемых поз; • неправильной посадки во время занятий (уроков); • рациональная двигательная активность детей в течении дня; • специальные профилактические упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Важное значение для профилактики нарушения осанки имеет танцевальная гимнастика. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъема при выполнении движений под музыку несет мощный оздоровительный заряд. Мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, организует ритм дыхания, придает радостное настроение, тем самым превращая физкультурные занятия в деятельность, приносящую удовольствие. Поэтому использование танцевальных упражнений на физкультурных занятиях помогает осуществлению всех задач физического воспитания детей. Физкультурные занятия становятся эффективными только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, способствует реализации его склонностей, интересов и потребностей, а также учитывают индивидуальные различия детей. Таким образом, в течение дня ребенку необходимо обеспечить двигательную активность – естественную потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Необходимо довести до сознания не только педагогов, но и детей, что двигательная активность – один из источников крепкого здоровья. Недостатки по данному вопросу могут обусловлены: • недостаточным использованием разнообразных организационных форм физического воспитания в соответствии с временем года, возрастом и индивидуальными особенностями детей; • относительно низкой моторной плотностью (менее 70%) и слабым тренирующим эффектом физкультурных занятий; • неэффективным использованием физкультурного оборудования, пособий и пространства; • бессистемным подходом к коррекционной работе с детьми и т.д.. Поэтому практически в каждом образовательном учреждении требуются совершенствование двигательного режима и разработка собственной его модели в соответствии с конкретными условиями образовательного учреждения, функциональными возможностями и возрастом детей, их интересами и потребностями. Модель двигательного режима должна содержать: 1. Ежедневную физкультурно-оздоровительную работу: • утреннюю гимнастику; • гимнастику после дневного сна (для детей дошкольных групп и учащихся 1 класса); • физкультминутки на занятиях и уроках (по мере необходимости); • подвижные игры и физические упражнения на прогулке; • прогулки-походы; • игры в открытом бассейне (в летний период). 2. Учебные занятия: • по физической культуре; 3. Самостоятельную двигательную деятельность. 4. Физкультурно-массовые мероприятия: • физкультурный досуг; • физкультурно-спортивные праздники; • игры-соревнования; • спартакиады; • недели здоровья и др. Описание работы по оздоровлению. «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Генрих Гейне • режим дня; • галотерапия; • физиотерапия; • витаминно-энергетические комплексы; • витаминопрофилактика; • фитотерапия • вакцинопрофилактика; • плановая иммунизация; • профилактика йодной недостаточности; • санация хронических очагов инфекции; • игротерапия; • кинезотерапия; • сказкотерапия; • ЛФК. • психолого-коррекционная работа с использованием игрового тренинга Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье – динамично меняющееся состояние, характеризующееся высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. Для улучшения здоровья детей, для их благоприятного физического развития необходимо, в первую очередь, оздоровление. Ведь больного ребенка невозможно развивать, ему станет еще хуже. Поэтому сначала нужно узнать его состояние здоровья, и при необходимости провести лечение, оздоровление. Для этого мы используем различные виды оздоровления. Гармоническому физическому и полноценному психическому развитию ребенка способствует режим дня. Щадяще-охранительный режим: - наполняемость классов - продолжительность уроков – 40 минут - ежедневные прогулки в виде активного отдыха на открытом воздухе - дневной сон для учащихся начальных классов - обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима - формирование внутришкольной среды в гармонии с детским организмом. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма. Так, течение дня работоспособность детей неодинакова. У большинства она достигает максимума дважды в день: с 8 до 12 и с 16 до 18 часов. Поэтому целесообразно именно эти периоды использовать для занятий, уроков и выполнения каких-либо заданий (в том числе домашних). В соответствии с этим в режиме дня младших школьников следует выделить следующие основные компоненты: учебные занятия, сон, внешкольные занятия, личная гигиена, прием пищи, пребывание на свежем воздухе и т.д. Режим дня воспитанников санаторной школы-интернат. Время Вид занятий и отдыха 7.00 Подъем 7.00-7.30 Утренняя зарядка, водные, лечебные процедуры. Прогулка по тропе здоровья до -30 С 8.00 Завтрак 8.30-9.00 Работа постов, дежурных, подготовка к занятиям в школе. 9.00-12.30 Уроки 12.30-13.30 Игры на свежем воздухе.Ниже -40 С – подвижные игры в физзале. 14.00-14.30 Обед 14.30-15.30 Послеобеденный сон или отдых 16.00-16.30 Прогулка по тропе здоровья. 16.00-16.15 Полдник 16.30-17.30 Приготовление домашних заданий (самоподготовка) 17.30-19.00 Воспитательные часы, студии, секции 19.00-20.00 Прогулка и игры на свежем воздухе 20.00 Ужин 20.30-21.00 Закаливающие, лечебные процедуры. 21.00-21.30 Тихий час (чтение книг, прослушивание сказок и др.) 21.30 Сон У младших школьников необходимо выработать привычку к органичности, порядку. В результате это становится их внутренней потребностью, чертой характера. Слабое физическое развитие, повышенная утомляемость, вялость и апатия, нервозность и плохое поведение – это, как правило, следствие неправильного режима дня школьника. От температуры в помещении и других характеристик воздуха, которые окружают человека, которым он дышит, во многом зависят как актуальное психофизиологическое состояние (ощущение комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления и т.п.), так и риск ухудшения здоровья. Тепловой комфорт школьников обеспечивается при температуре воздуха в учебных помещениях +18-20*С. При температуре +16-17*С и 21-22*С возникает умеренное напряжение. Если это происходит эпизодически, то считается допустимым и даже целесообразным для детей, потому что способствует тренировке терморегуляционной системы. Нахождение учащихся только в комфортных условиях задерживает возрастное установление этой системы, что в свою очередь, является фактором риска, снижающим неспецифическую устойчивость к простудным заболеваниям. Но постоянное отклонение температуры воздуха от комфортных показателей неблагоприятно отражается на состоянии учащихся и повышает риск нарушений их здоровья. Хотя контроль за воздушно-тепловым режимом и обеспечение правильной эксплуатации вентиляционных устройств – задача медицинских работников, реально выполнять необходимые требования должны учителя и воспитатели, особенно во время дежурства по школе, и помощники воспитателей и уборщицы. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных спелеолечебниц. Клиническое обоснование метода в соединении с оригинальными техническими решениями позволили разработать новую методику лечения – методику галотерапии. Лечебный эффект в галокамере достигается за счет создания лечебного микроклимата, сходного с микроклиматом подземных лечебниц в солекопях, который характеризуется наличием высокодисперсного аэрозоля хлорида натрия, гипоаллергенной, гипобактериальной воздушной средой, комфортными климатическими условиями, а также специальным аудио-психотерапевтическим воздействием. Показания к применению метода: - различные формы аллергического обструктивного бронхита - различные формы бронхиальной астмы - инфекционный бронхит - осложненные формы первичного туберкулеза у детей - туберкулез внутригрудных лимфатических узлов. курс лечения в галокамере состоит из 15 ежедневных сеансов. У детей продолжительность сеанса составляет 30 минут. Физиотерапия. Процедуры проводятся по назначению врача. Для ингаляции используются отвары различных трав. Дети получают по 6 и даже 8 процедур без перерыва. Ингаляция применяется детям с диагнозом бронхит, трахеит, ларингит, фарингит. УФО – это светолечение. Назначается с малых доз детям со стоматитом, с гнойными ангинами, при заболеваниях, связанных со стафилококками и другими инфекциями. Основными принципами организации рационального питания детей являются: • обеспечение поступления всех основных пищевых веществ в количествах, отвечающих физиологическим потребностям детского организма • соблюдение определенного режима питания; • выполнение установленных правил технологии приготовления блюд, обеспечивающих максимальное сохранения пищевой ценности продуктов. В соответствии с этими принципами при организации питания должны соблюдаться следующие требования: • качество поставляемых продуктов; • сохранность и правила хранения продуктов; • выполнение натуральных норм; • обоснованность замены блюд в 10-дневном меню; • технологии приготовления блюд; • калорийность питания; • выход и качество блюд; • своевременность приготовления и сроки реализации готового питания; • соответствие температуры подаваемых блюд; • доведение норм питания до детей; • культура организации питания (культурно-гигиенические навыки); • количество пищевых отходов. Питание детей организуется в 5 раз в день через 3-4 часа. Именно требование должно лечь в основу составления режима питания. В соответствии с этим целесообразно использовать витаминно-энергетические комплексы, которые не являются чужеродными для организма, участвуют сами в обмене веществ и обеспечивают тем самым необходимый резерв здоровья не только (и не столько) «от ОРЗ» или «от аллергии», сколько для жизни ребенка вообще –выполнения физической, психологической работы, устойчивости нервных процессов, повышения специфической резистентности к инфекциям. Витаминно-энергетические комплексы назначаются 1-2 раза в год десятидневными курсами и включают: • поливитамины (ревит, квадевит и др) по 1 драже в день в сочетании с липоевой кислотой (или липамидом) – 1 драже; • настойку элеутерококка, аралии, пантокрин; • витамины В1 в дозе 0,005; В2 – 0,005, кальция пантотенат -0,1 в сочетании с липоевой кислотой 0,025; • интерферон- по 2 капли 6-8 раз в сутки в нос (во время эпидемий). Отдельного внимания заслуживает вопрос витаминопрофилактики учащихся. Специальные исследования показывают пониженное содержание витамина «С» - в крови примерно 80% школьников, витамина «А» - примерно 50% школьников, витамина «В1» - примерно у 45% школьников и т.д. Поэтому показана целесообразность искусственной витаминизации рациона питания учащихся, особенно в период с ноября по май. Особенно заметное влияние на состояние здоровья школьников оказывает применение поливитаминных препаратов (Ундевита, Гексавита, Компливита, Аэровита). Помимо сбалансированности рациона по всем пищевым веществам, проводится искусственная витаминизация рациона питания учащихся. А именно, добавка витаминов «С», препараты йода, поливитамины Фитотерапия – профилактика заболеваний дыхательных путей, желудка и др. используются собранные самими детьми лекарственные растения, а также различные сборы трав. В школе работает фитобар. Вакцинопрофилактика –профилактика инфекционных заболеваний. Проводится планово осенью вакциной «гриппол» 1 раз в год для предупреждения инфекционных заболеваний. Плановая иммунизация проводится по национальному календарю прививок, для предупреждения возникновения опасных для жизни инфекционных заболеваний. Профилактика йодной недостаточности ( йодид, антиструмин.) проводится для профилактики зоба. Главной проблемой йодной недостаточности является недостаток йода в питьевой воде. В реке Вилюй имеется природная недостаточность йода. В связи с этим из Вилюйской группы улусов страдают эутиреозом 0-1 степени. Всем детям нашей школы эндокринологом поставлен диагноз эутиреоз. Поэтому назначается йодомарин, йодид, антиструмин круглогодично кроме летних месяцев. Санация хронических очагов инфекции проводится осмотром стомотолога для предупреждения появления хронических заболеваний органов пищеварения и сердечно – сосудистой системы. Один раз в учебный год в плановом порядке стоматологический кабинет приезжает в школу и проводит санацию и лечение зубов. Игротерапия – использование игры как терапевтического фактора. Она опирается на основные функции детской игры и применяется, в первую очередь, при психотерапии широкого спектра психических расстройств, нарушений поведения и социальной адаптации у детей. В общем виде задачи игротерапии определяются как раскрытие, анализ, осознание, проработка проблем ребенка, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Задачи игротерапии по снижению уровня тревожности у младшего школьного возраста могут быть определены как формирование эффективной саморегуляции. Таким образом, задачи групповой игротерапии фокусируются на трех составляющих самосознания: самопонимание, отношение к себе, саморегуляция. Все существующие методы групповой игротерапии можно разделить на три вида: а) образовательные; б) аналитические; в) основанные на действии. Специфика игротерапии, как самостоятельной формой воздействия, заключается в целенаправленном использовании в коррекционных целях явления групповой динамики, то есть всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы. В группе ребенок получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных стратегиях. Ребенок проводит аналогии, обобщает, делает выводы, наблюдает и таким образом учится и познает некоторые закономерности человеческих отношений. Он может теперь взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, познакомиться с разными мнениями по одному и тому же вопросу и многому научиться, даже если сам не будет принимать активного участия в обсуждении. Кинезотерапия – оздоровление детей посредством различных движений. Хореография как один из терапевтических методов, в отличии от спорта стала, применяться недавно. Каждому занятию хореографией предъявляются требования как с точки зрения его художественной ценности , так и в отношении здоровья детей. Это прежде всего касается величины физической нагрузки, её соразмерности возрастно- половым показателям ребёнка. Дети нуждаются в частой смене движений. Длительное сохранение статистического положения для детей крайне утомительно. В то же время движения детей еще недостаточно организованны, плохо координированы, запас целенаправленных двигательных навыков у них невелик. Двигательный аппарат ребёнка еще недостаточно окреп, что вызывает необходимость очень внимательного отношения к дозировке физических упражнений. Занятие различными видами танцевального искусства не может продолжаться более 45 минут. для проведения кинезотерапии прежде всего необходимо: • диагностика и определение показаний к коррекции нарушений опорно – двигательной системы ; • постановка коррекционных задач , решаемых преимущественно средствами кинозотерапии; • подбор средств и методов , выбор оптимальных форм и приемов коррекционных мероприятий; • составление индивидуального плана коррекционных мероприятий ; • валеологический контроль за проведением коррекционных мероприятий и оценка эффективности применение методов. Сказкотерапия – это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Целью сказкотерапии является подведение человека к сознанию своей внутренней сущности, своего единства и неповторимости, к ощущению гармонии с собой и миром. В курсе сказкотерапии ребенок учится принимать себя таким, каков он есть, осознавать себя и других людей, каждого, как неповторимую индивидуальность. В каждом человеке живет очень сильная потребность самовыражения. Она, большей частью, остается неудовлетворенной, что порождает внутренний конфликт. Сказкотерапия должна вызвать облегчение и улучшение физического и психологического состояния больного ребенка путем благотворного влияния на его психоэмоциональную сферу. Это достигается решением нескольких задач: рздоровительных, воспитательных, социальных, психологических, эстетических. Весь курс сказкотерапии является для человека красочным праздником, который навсегда остается с ним. Одной из наиболее эффективных средств оздоровления является ЛФК (лечебная физкультура). Цели ЛФК: • коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей; • профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях; • стабилизация функциональных систем организма • повышение адаптированности организма к неблагоприятным условиям жизни. Для достижения этих целей в программе целесообразно наметить следующие задачи: • обучение школьников приемам самоконтроля и элементам закаливания организма; • освоение учащимися техники рационального дыхания; • обучение школьников корригирующим упражнениям; • повышение физической и умственной работоспособности учеников средствами ЛФК; • воспитание сознательного отношения к занятиям лечебной физической культурой и внедрение её в повседневный режим. Программа «Психолого-коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста в условиях санаторной школы-интернат с использованием цветового игротренинга» Цель программы: определить условия применения цветового игротренинга как средство снижения уровня тревожности у детей, воспитывающихся в школе-интернат. Программа выдвигает положение о возможности снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста посредством игротерапии и цветового игротренинга, которая способствует быстрой адаптации в условиях школы-интерната, выздоровлению, повышению качества обучения и личностному развитию детей с диагнозом тубинфицирование и тубконтакт. Описание работы по пропаганде ЗОЖ. «Прекрасное в человеке немыслимо без представления о гармоничном разви- тии организма и здоровье человека». Н.Г.Чернышевский Цель валеологии заключается в том, чтобы рассказать школьникам, как надо заботиться о своем здоровье. Итак, валеологическая работа в школе ведется в трех направлениях: вводятся новые («щадящие») компоненты в режим дня, идет поиск «здоровьесберегающих» технологий обучения и внедряются авторские программы валеологического образования. Задачи курса: формирование потребности – мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента, здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и психического саморазвития. Воспитание личной ответственности за свое здоровье в школе реализуется через пропаганду здорового образа жизни. Сюда входят: авторские программы по валеологии, родительские лектории, выпуск санбюллетеней и стенгазет, проведение недели здоровья, работа с врачами-специалистамиё с целью формирования у детей личной ответственности за свое здоровье, дидактические игры, экскурсии, туристические походы, экологические десанты и др. Наша школа по валеологии работает по авторской программе Григорьевой Феклы Степановны «Доруобай буола улаат». С 1 по 4 класс на урок валеологии отводится 1 час в неделю. В школе широко ведется работа по пропаганде ЗОЖ. Учителями проводятся классные часы, такие как: «Доруобай буола улаат», «Почему мы болеем», «Если хочешь быть здоров» и др. Воспитатели провели воспитательные часы по темам: «Мин доруобуйам», «Лекарственные растения Якутии», «Питание и здоровье» и др. Мед. персонал рассказывает беседы на темы: «Режим дня», «Влияние высоких температур на организм», «Гигиена полости рта» и др. Также проводились общешкольные мероприятия: «День бега», соревнования по пионерболу, по перестрелке, туризм. Каждый месяц выходят санбюллетени, оформляются стенды. Весной все классы выходят на сбор лекарственных растений, которые зимой используются для профилактики и лечения самих детей. По пропаганде ЗОЖ также проводятся родительские лектории, дидактические игры, уроки музыки, вокальные группы, экскурсии, тур. походы, экологические десанты. Заключение. Охрану здоровья можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Программа рекомендует пять направлений работы: оздоровление, закаливание, движение, пропаганда ЗОЖ, диагностика, которые помогут в укреплении и сохранении здоровья младших школьников. Мы считаем, что при использовании этих направлений можно добиться высоких результатов в достижении поставленной цели. Мы надеемся, что разработанная нами программа станет тем необходимым «ключом», который поможет открыть заветную дверь в замечательный мир здоровьесберегающей педагогики, где можно обрести и удовлетворение от результатов работы, и собственное здоровье. Программа « Основа формирования восстановления, сохранения и укрепления здоровья » позволяет создать инновационный потенциал, обеспечить принципиальное изменение ситуации, оперативно решать возникающие проблемы и расширить имеющиеся возможности комплексной системной работы по охране и укреплению здоровья. Схема комплекса закаливающих процедур в санаторной школе – интернат в осенне – зимний период Процедура Условия выполнения 6 – 11 лет Воздушные ванны Температура воздуха, С* Продолжительность , мин От 20 – 18 до 16 – 14 10 – 45 Прогулки и игры на воздухе Продолжительность , час 3 – 4, 5 Обтирание Температура окружающего воздуха, С* Продолжительность , с Температура воды , С * 18- 20 30 – 60 От 32 – 34 до 18 - 16 Обливание Температура окружающего воздуха, С* Продолжительность , с Температура воды, С * 18 – 20 60 – 90 От 28 – 26 до 16 – 14 Обливание ног Продолжительность, с Разница температуры воды, С* Без ограничения От 5 до 12 Контрастное обливание Температура окружающего воздуха С* Продолжительность , с 18 -20 60 – 90 Схема комплекса закаливающих процедур в санаторной школе-интернат в весенне-летний период. Процедуры Условия выполнения 6-10 лет Воздушные ванны Температура воздуха, С. Продолжительность, мин. От 22-20 до 18-16 лимитируется режимом дня Солнечно-воздушные ванны Продолжительность на один прием, мин. Способ применения От 5-10 до 30-40 Лежа Обтирание Температура воды, С. Температура окружающего воздуха, С. Продолжительность, мин. От 32 до 30 18-20 1-1,5 Обливание Температура воды, С. Температура окружающего воздуха, С. Продолжительность, мин. От 33-32 до 18-16 18-20 1-1,5 Обливание ног Температура воды, С. От 28-26 до 16-14 Контрастное обливание Разница температур, С. Абсолютная температура, С. От 4-12 От 32-28 до 32-20 Полоскание горла Температура воды, С. Продолжительность, мин. 20-18 1,5-2,0 Примерный объем знаний и навыков младших школьников по закаливанию. Сведения, необходимые для формирования навыков и умений. Умения, навыки и привычки школьника. Понятие о закаливании. Значение закаливания. Природные факторы закаливания: солнце, воздух и вода. Основные виды закаливания воздухом: пребывание в помещении в облегченной одежде, утренняя зарядка, игры на воздухе, прогулки, спортивные развлечения. Значение одежды для закаливания и профилактики простудных заболеваний. Находиться в помещении в облегченной одежде при открытой форточке. Ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, гулять в любую погоду. Подбирать одежду и обувь в соответствии с сезоном и видом деятельности. Закаливающее действие воды. Водные процедуры: умывание, обтирание, мытье ног, мытье до пояса, душ, купание в открытом водоеме и др. Закаливающее значение обтирания и порядок его проведения. Мыть лицо, шею, руки до локтя прохладной водой. Обтираться сразу после зарядки губкой или небольшим махровым полотенцем, смоченным в воде комнатной температуры: сначала одну руку, потом другую, затем грудь и спину; после обтирания вытереть кожу досуха. Основные правила купания в водоемах Купаться только с разрешения взрослых. Соблюдать основные правила купания (под контролем взрослых) Закаливающее действие солнца. Правила пользования солнечными ваннами. Соблюдать основные правила во время приема солнечных ванн (под контролем взрослых) Закаливающее действие хождения босиком. Ходить босиком в местах, где нет опасности поранить ноги Основные принципы закаливания: систематичность, последовательность, постепенность, учет состояния здоровья и уровня физического развития ребенка. Сознательно выполнять правила закаливания Внешние признаки утомления (по Я.С.Вайнбауму, 1991). Признаки Небольшое физиологическое утомление Значительное утомление (острое утомление) Резкое переутомление (острое переутомление II степени) Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность Потливость Небольшая Большая Особо резкая (ниже пояса). выступление солей Дыхание Учащенное (до 20-26 дыханий в мин.), иногда доходящее до 36 Учащенное (38-50 в мин), поверхностное Резкое (более 50-60 в мин), учащенное, поверхностное дыхание через рот, переходящее в отдельные вдохи, сменяющиеся беспорядочным дыханием Общий вид Обычный Снижение интереса к окружающему. усталое выражение лица, нарушение осанки (сутулость, опущенные плечи) Изможденное выражение лица, апатия, резкое нарушение осанки ( «вот-вот упадет») Внимание Хорошее, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления Замедленное, неправильное выполнение команд. Воспринимается только громкая команда. Пульс, уд\мин. 110-150 160-180 180-200 и более Организация двигательного режима Формы работы, виды занятий Возрастные группы, особенности организации, продолжительность 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Учебная работа: занятия по физической культуре 4 раза в неделю 35мин 40мин 40мин 40мин Физкультурно-оздоровительная работа в течение дня: а) утренняя гимнастика Ежедневно 10-12мин 10-12 мин 10-12 мин 10-12 мин. б) подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно 3 раза 40-50 мин 40-50 мин 40-50 мин 40-50 мин. в) физкультурная минутка На каждом уроке по мере необходимости 1-3 мин. в зависимости от вида и содержания уроков. Активный отдых: а) физкультурный 1-2 раза в месяц 45-50 мин 45-50 мин 45-50 мин 45-50 мин б) физкультурный праздник 2-3 раза в год В) день здоровья Не реже 1 раза в квартал Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно; характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей; проводится под наблюдением педагога
Просмотров: 244 | Добавил: 2garin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz