Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКООУ СТ «Сунтарская санаторная школа-интернат им.Герасимова М.И.»
Проект дизайна
детских комнат в интернате –
залог психологического здоровья
воспитанников
Работа учителя нач.классов
МКООУ СТ «Сунтарская санаторная
школа-интернат им.Герасимова М.И.»
Даниловой Ольги Анатольевны
Содержание
стр.
Введение________________________________________________________________________ 3
Глава 1.Особенности проектирования дизайна интерьера детской комнаты
- Роль цвета, освещения, отделочных материалов и мебели в формировании интерьера
детской комнаты ______________________________________________________________4
1.2. Метод зонирования интерьера как метод создания комфортной среды обитания _______6
Глава 2. Дизайн интерьера детских комнат в Сунтарской санаторной школе-интернате
2.1.Психолого-педагогические особенности личности ребенка, находящегося в интернате____7
2.2. Разработка и применение дизайна интерьера детских комнат в интернате______________8
Заключение_______________________________________________________________________9
Приложения______________________________________________________________________10
3
Введение
Выбор данной темы обусловлен актуальностью организации интерьера детских помещений, с целью создать его максимально комфортным для проживания, развития ребенка в условиях интерната.
Целью является разработка и применение дизайна детских помещений для создания комфортных условий для проживания, развития ребенка в интернате. При создании дизайна детских помещений необходимо учитывать психолого-педагогические особенности ребенка, возраст, пол, для того чтобы интерьер детской комнаты содействовал легкойадаптации к условиям интерната и благоприятному пребыванию в нем ребенка, способствовал умственному, нравственному, физическому, эстетическому воспитанию ребенка.
Задачи:
- Изучить специфику формирования современного детского интерьера;
- Проанализировать психологическое воздействие цвета на формирование личности ребенка;
- Изучить основные принципы моделирования светового и цветового климата интерьера детских комнат;
- Проанализировать психологическое воздействие цвета на формирование личности ребенка;
- Разработать и применить дизайн детской комнаты в интернате;
Объект исследования - создание благоприятных условий в интернате. Предметом исследования является разработка и применение дизайна интерьера детской комнаты для создания благоприятных условий в интернате.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в обогащении и пополнении знаний, которые в дальнейшем будут использованы в практической дизайнерской и педагогической деятельности.
Практическая значимость состоит в том, чтобы применить знания для создания и применения дизайна детской комнаты для создания благоприятных условий в интернате.
Гипотеза – еслииспользуя знания специфики создания интерьера детских комнат, разработать и применить дизайн детских комнат, то можно создать благоприятные, комфортные условия для проживания и развития ребенка в интернате.
Методы:
- Теоретический анализ педагогической, искусствоведческой, психологической литературы по изучаемой проблеме;
- Разработка проекта дизайна детских комнат;
4
Глава 1. Особенности проектирования дизайна детской комнаты
1.1. Роль цвета, освещения, отделочных материалов и мебели в формировании интерьера детской комнаты в интернате
Оформляя детскую комнату, следует помнить, что это помещение не для взрослого, а именно для ребенка. Цвет, свет, и вся атмосфера должна полностью соответствовать психолого-педагогическим особенностям детей, их возрасту, полу.Стоит помнить, что от того как оформлен интерьер детской и будет зависеть психологическое здоровье ребенка. Цветовая гамма дизайна интерьера не должна вызывать агрессию у ребенка. Наиболее подходящие варианты – спокойные, нейтральные тона.
- Зеленый вызывает ощущение свежести, влажности. Успокаивает, понижает глазное давление, улучшает циркуляцию крови, облегчает мышечную деятельность. Нейтрализует воздействие от шума, дает отдых разуму, дисциплинирует ум, пробуждает в человеке терпение, расширяет капилляры, понижает кровяное давление, облегчает невралгии, помогает при мигрени, нервных заболеваниях и бессоннице. В древности считали, что зеленый цвет влияет на пластичность, гибкость и грацию. Зеленый цвет символизирует природное начало, он одновременно бодрит и успокаивает, приводя чувства в равновесие. Длительное воздействие цвета не утомляет и вызывает несильный, но стабильный подъем работоспособности. Благодаря этому свойству он помогает ребенку учиться.
- Белый цвет в интерьере детской является универсальным выбором многих родителей, которые хотят, чтобы их ребенок вырос общительным и дружелюбным. Однако с этим цветом нужно быть осторожным, дабы не сделать комнату ребенка стерильно белой. Выбирайте более теплые тона – бежевый, кремовый и другие или же разбавляйте белую комнату яркими красками, так Ваш малыш почувствует себя защищенным и уверенным в себе.
• Желтый повышает настроение (самый "веселый" из всех цветов -золотисто-желтый), создает ощущение легкости, стимулирует зрение, нервы и мозг. При ношении одежды желтого цвета увеличивает количество красных кровяных телец в крови, тонизирует. Способствует росту детей. Желтый цвет положительно сказывается на всех аспектах жизни ребенка. Это прекрасный цвет для оформления комнаты малыша. Он активизирует деятельность мозга, повышает настроение, увеличивает скорость восприятия, остроту зрения. И противопоказан лишь в тех случаях, когда ребенок подвержен перевозбуждению или невралгии.
• Голубой вызывает чувство свежести, покоя, дает ощущение легкости, раздвигает пространство; однако оттенки голубого, близкого к синему, притупляют восприятие, располагают к сонливости и угнетают. Под воздействием голубого цвета падает мускульное напряжение. Понижает кровяное давление, успокаивает ум и дыхание. Пробуждает размышления о мире, о бытие. Нервных людей успокаивает сильнее, чем зеленый. Помогает при невралгиях, бессоннице, снижает возбуждение, рассеивает навязчивые идеи и наваждения. При переутомлении успокаивает мозг. Антисептик, уменьшает нагноение. Эффективно снимает ревматические боли, воспалительные процессы. Для чувствительных людей эффект от голубого цвета выше, чем от зеленого.
• Оранжевый цвет – цвет взаимопонимания и радости. Если вам нужно, чтобы в отношениях с ребенком была полная гармония, то для детской выбирайте оранжевый цвет. Также оранжевый
5
цвет уменьшает чувство одиночества, когда ребенок остается один в детской комнате. Этот цвет возбуждает аппетит, что очень хорошо для детей, которые плохо кушают.
• Красный проникает глубоко в ткани организма, увеличивает величину мускульного напряжения, повышает давление, учащает ритм дыхания. Приводит к перегрузкам нервной системы, при длительном ношении одежды красного цвета раздражает, вначале повышает активность, а затем подавляет и угнетает. Стимулирует мозг, сильно воздействует на питание тканей, активизирует обмен веществ. Увеличивает количество красных кровяных телец в крови. Способствует росту ребенка. Эффективен при повышенной чувствительности, неврастении, головной боли, головокружении, снимает боли в позвоночнике, улучшает аппетит. Однако следует помнить о том, что длительное воздействие красным цветом (ношение одежды такого цвета) может нанести ощутимый вред организму.
• Синий – холодный и спокойный, под его влиянием активность жизненных процессов снижается. Это помогает ребенку сосредоточиться, способствует мыслительному процессу. Длительное воздействие интенсивного синего цвета может вызвать у ребенка слишком сильный эмоциональный спад и даже депрессию, поэтому в интерьере лучше использовать его разбелённый аналог – голубой цвет.Синий вызывает пассивность и угнетает. Снижает кровяное давление, успокаивает пульс, регулирует ритм дыхания, уменьшает мускульное напряжение, снижает напряжение глаз.
• Фиолетовый вызывает ощущение тяжести, печаль, меланхолию, действует на сердце, легкие, увеличивая их органическую выносливость. Помогает при невралгиях. Замечено, что это любимый цвет детей, верящих в волшебство, он навевает мечты, фантазии. Фиолетовый цвет – цвет магии, волшебства и чувственности. Если голубой олицетворяет собой всего лишь мечты, то фиолетовый – это полный уход от реальности. Интересно, что женщины в период беременности часто начинают отдавать предпочтение фиолетовому цвету. Происходит это из-за серьезных изменений в их жизни. Уход от реальности, погружение в мечты, ожидание чудес – все это нормально для беременных женщин. Но будьте осторожны, фиолетовый цвет не рекомендуется для оформления детской комнаты. Он не дает реализоваться способностям не только ребенка, но даже взрослого человека.
• Коричневый вызывает депрессию, печаль, усталость. Он не самый подходящий цвет для детской комнаты. Он символизирует бессилие, внутренние противоречия, подавленную агрессию. Коричневый цвет вызывает печаль, тяжелую депрессию, провоцирует нервный срыв.
• Серый отрицательно воздействует на психику человека. Серый цвет — мрачный, безрадостный. Он подавляет развитие личности ребенка, способствует развитию таких качеств, как конформизм и лицемерие, пассивность и неуверенность в себе.
• Черный угнетает. Черный цвет - это выражение максимализма, критики, суда. Черный цвет символизирует неприятие, протест, ожесточенную критику. Он оказывает угнетающее воздействие на детскую психику, вызывает агрессию и негативизм.
Нужно учитывать и индивидуальные предпочтения того или иного цвета. Подмечено, что красный цвет может чрезмерно возбудить и сделать неуправляемым ребенка-холерика, тогда как флегматика он просто приведет в приподнятое, активное настроение. В идеале цветовая гамма детской комнаты должна периодически меняться: при этом нужно учитывать как индивидуальные
6
особенности ребенка, так и возрастные (считается, что маленьким детям больше нравятся чистые тона, а детям постарше - их смешение и всевозможные опенки). И в конце разговора об интерьере хочется упомянуть об одном интересном эксперименте, проведенном психологами. Они попросили детей нарисовать, как они представляют себе дом, в котором им хотелось бы жить. Довольно много рисунков детей 5-6 лет изображали технические чудеса и игрушки. Но, что удивительно, большинство детей потеснили все эти достижения прогресса и впустили в свое жилье всевозможных животных, реальных и фантастических. Это, как считают психологи, проводившие эксперимент, свидетельствует не только о стремлении обладать "живой игрушкой", но и о том, что маленький человечек хочет быть добрым, сильным, заботливым. Очень хорошо, если родители будут учитывать эти стремления малышей в отношении других существ, занимаясь "напопнением" детской комнаты.
Комната должно быть светлой, веселой. Мебель-конструктор может выполнять и игровые функции и быть яркой и красочной, так как это детская комната ее не нужно перегружать чем- то лишним.
7
- Метод зонирования интерьера как метод создания комфортной среды обитания
Специалисты по созданию детского интерьера предлагают выделить в детской комнате своеобразные зоны. Детская комната в интернате одновременно служити спальным, и игровым помещением, то интерьер ее должен быть многофункциональным. Разделить площадь детской комнаты можно, воспользовавшись одним из нескольких способов. Это достигается методом установки стационарных или передвижных перегородок, с помощью занавеса, а также с помощью различных отделочных материалов, различного освещения, изменения высоты потолка или уровня пола.
Методы зонирования жилого помещения:
- Стационарные или передвижные перегородки - могут быть глухими (полностью закрывающие выделенную зону) и неполными (частично закрывающие выделенную зону). Они могут быть передвижными или стационарными. Передвижные перегородки удобны тем, что их можно убрать и тем самым перепланировать жилое помещение и обновить его. Передвижные и стационарные перегородки можно установить в любом месте комнаты. Однако нельзя забывать о том, что они – часть интерьера. Поэтому они не должны нарушать общего колорита.
- Занавес - иногда в комнатах для выделения функциональных зон применяют занавес. Его можно использовать в спальне (особенно в том случае, если есть маленький ребенок и он спит в одной комнате с родителями) и в однокомнатной квартире, разделив единственное жилое помещение на несколько функциональных зон. Следует отметить, что перегородки из занавеса могут закрывать помещение полностью или только наполовину. Кроме того, они могут быть стационарными и недвижимыми, а могут раздвигаться или подниматься.
- Зонирование с помощью различных отделочных материалов. Этот вид деления помещения на зоны заключается в различном оформлении отдельных зон комнаты. Его можно выполнить с помощью разноцветных обоев (для этой цели иногда применяются фотообои), ковров, напольных покрытий и т. д. Таким образом можно выделить на кухне зону приготовления пищи и обеденную зону, а в общих комнатах при недостаточной площади квартиры – зону для детских игр.
- Зонирования помещения с помощью различного освещения может зависеть от характера светопреломления и от применения разноцветных светильников. По характеру светопреломления поток света может направляться прямо и диагонально. Различное направление светового потока создает ощущение возникновения нескольких функциональных зон. Комнату можно разделить и с помощью различных светильников. Так, в месте для отдыха и чтения можно установить цветной декоративный светильник, а остальное пространство комнаты освещать с помощью общего (центрального) освещения.
- Зонирование с помощью изменения уровня потолка или пола. Чтобы выделить какую-либо функциональную зону, можно использовать метод изменения уровня потолка или пола. В зависимости от того, какую функциональную зону вам нужно выделить, половое покрытие можно приподнять или опустить. Так, если у вас маленькая двухкомнатная или однокомнатная квартира, а вам необходимо устроить ребенку место для игр, занятий, его можно отгородить не только с помощью ширмы, но и путем поднятия пола на 10–15 см. Этот метод можно сочетать с применением раздвижных занавесок. Приподнять пол
8
можно и в том случае, если вам нужно выделить то или иное место в интерьере: например, пианино или крупногабаритные декоративные украшения растительными композициями из живых и искусственных цветов.
Зонирование тесно связано с понятием перетекающего пространства, в первую очередь это проявляется в ликвидации стен между игровой и рабочей, спальной и туалетной и т.д. Открытая, свободная планировка делает пространство более интересным, но при этом требует нестандартных решений. Ведь необходимо достаточно четко разграничить разные по назначению зоны при отсутствии перегородок между ними. Для этого в современном интерьере существуют различные приемы.
В первую очередь своего рода разделяющими зоны элементами становятся пол и потолок, которые с одной стороны зрительно "перетекают" из одной зоны в другую, становятся объединяющими интерьер плоскостями. Но при этом в разных зонах они приобретают разные качества: задают траекторию передвижения, выделяют кульминационные точки, паузы в сценарии восприятия интерьера, определяют те или иные функциональные зоны - передвижения, отдыха, работы.
Таким образом, правильное зонирование жилого помещения придает ему не только уют, но и удобство, а также ощущение психологического комфорта.
9
Глава 2. Дизайн детских помещений в Сунтарской санаторной
школе-интернате
- Психолого-педагогические особенности личности ребенка,
находящегося в интернате
Дети, воспитанники интерната, которые временно лишены своего семейного окружения – это та категория детей, которые в первую очередь нуждаются в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, т.к. их общие возрастные проблемы сочетаются с отсутствием поддержки со стороны родных и близких. Ребенку необходимо адаптироваться к новой системе обучения, к высоким умственным нагрузкам, к новому режиму в интернате, к новым межличностным отношениям, к коллективу класса, интерната и ко многому другому, что составляет понятие «обучение в школе».Контингент воспитанников интерната – это дети из социально неблагополучных, многодетных семей, одиноких отцов или матерей, дети-сироты. Эмоциональное неблагополучие ребенка осложняет его жизнедеятельность, взаимодействие с окружающим миром. Большинство воспитанников интерната не имеют социальных контактов с незнакомыми людьми, нет опыта эмоциональных отношений с людьми. Психика воспитанника интерната неустойчива и легкоранима, и от своевременной реакции и педагогически грамотной позиции педагогов во многом зависят физическое, психическое и душевное здоровье, нравственное благополучие детей в условиях интерната.
Воспитанники интерната вырастают в относительно закрытом учреждении. Этот специфический мир соприкасается с каждодневной реальностью только отдельными сторонами. Интернат является важнейшим институтом социализации личности. Именно здесь ребенок получает опыт социального взаимодействия и межличностных отношений. На протяжении определенного времени интернат является единственным местом для получения такого опыта. Воспитанники не усваивают обычных для жизни в семье и открытом обществе необходимых форм поведения, т.к. вне семьи развитие ребенка идет по особому пути, и у него формируются специфические черты характера, поведения личности.
10
2.1 Разработка и применение дизайна интерьера детских комнат в интернате.
В нашем интернате по оформлению интерьера включаются все работники школы, благодаря которым сочетаются как уют, так и изысканность и оригинальность.
Цвет — это то, что способствует воспитанию настроений и эмоций у детей, использовать его лучше по назначению. «Голубой – для мальчиков, розовый – для девочек», этот стереотип давно ушел в прошлое. Сегодня предлагается огромный выбор расцветок и фактур для детской комнаты. Если комната будет окрашена в один какой-то цвет, то это будет выглядеть слишком однообразно. Вместо этого мы подбираем гармоничное сочетание различных оттенков. Стены могут быть однотонными или цветными, с героями любимых сказок или мультфильмов, абстрактным изображением. Стараемся создать в детской комнате атмосферу спокойствия и радости, уверенности и защиты.
Время от времени цветовую гамму обновляем. С возрастом предпочтения ребенка меняются. Принято считать, что малышам в возрасте до 6-7 лет нравятся чистые цвета (красный, синий, желтый), тогда как дети постарше предпочитают различные полутона и оттенки. Кроме того, рано или поздно ребенку надоедает даже самый любимый цвет. При оформлении стен мы избегаем мелких рисунков: они отрицательно влияют на нервную систему, раздражают, снижают способности к восприятию и ухудшают зрение. Однотонные стены тоже не самый лучший вариант. Они препятствуют концентрации внимания, мешают сосредоточиться. Лучше всего подобрать для стен детской комнаты крупные рисунки. Мы используем контрастные цвета в помещениях. Это оживляет интерьер, но требует внимательного выбора соответствующих цветов: ведь цветовая гамма стен во многом решает успех всего дела оформления интерьера. Она определяет общий колорит помещения. На фоне светлой, спокойной окраски стен хорошо выделяются стенды, репродукции и рисунки детей, укреплённые на стенах.
В каждой комнате имеется игровая зона, туалетный уголок. Каждый год проводится конкурс «Лучшая комната», по итогам которого награждаются ценными призами. Поэтому воспитанники стараются всегда поддерживать порядок и чистоту.
В нашем образовательном учреждении огромное внимание уделяется на создание комфортных условий для проживания и развития ребенка в интернате. Чрезвычайно важную роль играет вся обстановка здания школы: учебных классов, коридоров, актового зала, столовой, оранжерея. Очень оживляют интерьер школы декоративные растения, в том числе вьющиеся, кактусы и другие, в горшках или кашпо. Силами работников школы создали оранжерею и живой уголок, где дети с большим удовольствием помогают по уходу за растениями и животными.Большое значение мы придаём дизайну и цвету занавесей или жалюзи, которые задают деловой тон, например, в учебных классах. Шторы должны гармонироватьсо цветом стен. Мы применяем как интенсивные тона, так и контрастные. Уместен несложный рисунок, геометрический или растительный орнамент.
Мы постарались, чтобы в убранстве классов, детских комнат, актового зала, коридоров, столовой не было ничего случайного. Все внимательно продумано, всё радует взоры не только маленьких хозяев интерната, но и взрослых.
11
Заключение
Дизайн интерьера детской комнаты и его правильное декорирование должно стать залогом здоровья ребенка как физического, так и психологического. Психологами установлено, что неинтересный безвкусный интерьер не только не воспитывает у живущих в нем детей вкус, но и способствует проявлению агрессивных наклонностей. И наоборот, красивая обстановка развивает и вкус, и доброту, и даже жажду к знаниям. Дети придают огромное значение всему, что находится вокруг них. Если с раннего возраста ребенка окружают красивые вещи, у него развивается художественный вкус и способность ценить красоту. Кроме того, такие дети становятся добрее, спокойнее, внимательнее к людям.
В интернате вся обстановка гармонична, светла, жизнерадостна, всюду чистота, что несомненно создает благоприятные, комфортные условия для проживания и развития ребенка в интернате. Детям у нас легко, свободно и по-домашнему уютно. Каждый увлечён своим делом. Каждый чувствует себя хорошо и привычно, как дома. Таково первое впечатление всех, кто когда-либо побывал в нашем интернате.
|